30 мая 2012 года в пространстве «Тайга» прошла лекция Винсента Икке «Наука и красота». Икке — профессор теоретической астрономии Лейденского университета, профессор космологии Амстердамского университета, а также видеохудожник и голландская рок-звезда от науки. К презентациями он относится очень серьёзно, они срежессированы не хуже театральной постановки (в презентации Communicating Science он приводит формулу «презентация = театр + контент»).
Не берусь пересказать лекцию целиком, тем паче что, несмотря на конспект, содержимое её изрядно выветрилось за время последовавшего фуршета в честь пятнадцатилетия Голландского института, однако один из основных её мотивов зафиксирую.
Винсент показал известную картинку:
Это — не настоящие лица, а «усредненные», полученные путём наложения 64 женский и 32 мужских. Создавались лица при помощи фокус-групп, оценивавших их привлекательность на разных этапах их создания. Подробнее о проекте мы писали на Эксперимент.ру.
Опросы показывают, что такие усредненные лица людям нравятся больше, чем настоящие.
Метод совмещенной фотографии далеко не нов, технику изобрёл в 1883 году и долгие годы развивал Фрэнсис Гальтон, отец евгеники, статистики и большого количества научных методов, пытавшийся с её помощью научиться выявлять преступников, составлять портреты семей и наций и т.д. К своему удивлению, Гальтон обнаружил, что портреты становились всё более и более привлекательными с добавлением новых лиц.
В отношении этого феномена Икке применил термин койнофилия (koinophilia) — буквально любовью к обычному, среднему. Термин изначально появился в эволюционной биологии и означает «тенденцию выбора при спаривании особей с наиболее типичным („средним“) для данной популяции фенотипом».
В качестве ещё одной иллюстрации он привёл греческие статуи, которые также представляют из себя усреднение сотен мужчин и женщин (и, к слову, часто анатомически не очень корректных).
Красота консервативна, говорит Икке, и она не лучший проводник в искусстве и науке.
Икке продемонстрировал свою собственную работу — портрет Антонии Сарате Гойи, лицо которой он обновил до сегодняшних стандартов:
Именно такие усредненные стандарты красоты продвигает глянец.
Койнофилия — это и активное противостояние новому, нежелание принимать новое. Например, британского живописца Уильяма Тёрнера при жизни критиковали и не принимали, современные же критики считают гением и предшественником импрессионистов.
Уильям Тёрнер. Снежная буря. 1842.
Икке говорит о необходимости не просто видеть, а видеть сквозь, видеть то, что стоит за явлениями и вещами. О том, что ошибки продвигают творчество вперёд, а их боязнь наоборот тормозит. О том, что нужно видеть возможности, что практически всё, что создано человеком, когда-то считалось невозможным. О том, что не любопытство, вполне естественное человеческое свойство, которым наделён каждый ребенок, а внимательность движет науку.
Презентация Винсента Икке:
Vincent Icke — Art and Science
Аудио: mp3, 26 мб.
Фотографии с лекции: Николай Никитин.
Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне в телеграм glebkalinin.